Статья Здоровье сберегающие технологии. Физкультминутки на разных этапах обучения. автор Карнаухова О.Ю.
Здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью современной
образовательной системы. Здоровьесберегающие технологии – это совокупность всех
используемых принципов, методов и приемов обучения и воспитания, которые
нацелены на укрепление здоровья учащихся и сохранение его от неблагоприятных
факторов образовательной среды, так же как и на воспитание у учащихся культуры
здоровья.
Здоровье – самая большая ценность, которая у нас есть. Но здоровье – это не
только отсутствие болезни, но и социальная, психологическая, физическая
гармония человека, его гармоничные отношения с людьми, природой и даже самим
собой. К сожалению, информационная перегрузка учащихся, чрезмерное
нервно-эмоциональное напряжение и недостаточная физическая активность учащихся
(куда интереснее посидеть у компьютера, чем сходить в спортзал или прогуляться
с друзьями, например) не прибавляют здоровья нашим детям.
Современный образовательный процесс предполагает, что не только уроки
физкультуры, но и каждый другой урок должен содержать в себе оздоровительный
момент для предотвращения переутомления учащихся и, соответственно, для
укрепления здоровья. Конечно, дружелюбные отношения, комфортная психологическая
обстановка на уроках – важные факторы снятия нервно-эмоционального напряжения и
повышения интереса к предмету. Также одним из важных факторов сохранения общей
(учебной) работоспособности организма детей на уроке являются физкультминутки,
связанные с двигательной активностью учащихся, со снятием утомления (не только
физического, но и психологического) и активизацией познавательных способностей
учеников. Физкультминутка – это не только профилактика нарушения осанки или
зрения, но и активизация внимания, памяти, умственной работоспособности, снятие
умственного и психологического напряжения, развитие речи, обогащение словарного
запаса и даже отработка произношения и грамматических структур, к тому же, физкультминутки помогают повысить
интерес учащихся к иностранному языку.
Конечно, на начальном этапе обучения (да и вплоть до 5 класса) нам помогают
песни и рифмовки, в которых многочисленные повторы способствуют и легкому и
непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций. Научно
доказано, что большинство учеников в младших классах – это кинестетики, которые
лучше запоминают в движении. Многочисленные песни с танцами и рифмовки с
движениями легко вписываются в эти рамки.
Но что же делать с средней и старшей школой? Вряд ли подростки будут
выполнять движения под музыку и прыгать, хлопая в ладоши. Но и в этой ситуации
можно найти выход. Ведь в понятия здоровьесберегающих технологий входит не
только физическая активность учащихся, но и снятие умственного напряжения,
профилактика нарушения зрения, и здесь нам на помощь приходит и музыка, и цвет,
и различные упражнения для глаз, проводимые на английском языке.
Итак, давайте попробуем разобраться, какие же физкультурные паузы мы можем
устраивать на уроке. А какие из них использовать в своих классах Вы решите
сами, исходя из возраста класса, психологических особенностей отдельных детей и
класса в целом.
Я бы выделила следующие виды физкультминуток на уроке английского языка:
1.
зарядка:
- имитативные упражнения
- ритмические упражнения
-танцевальные упражнения
-движения с активизацией лексико-грамматических структур
-упражениия для пальцев
PS: для средней и старшей школы можно устроить урок с «рабочими зонами» с
дополнительными досками, ватманами (нужно подойти к ним), со столами без
стульев: главное, что ребята встают и двигаются.
2.
игра
3.
песня
4.
музыкальная пауза, звуки леса, моря и т.д., можно
совместить с дыхательными упражнениями
5.
упражнения для глаз
6.
хромотерапия: упражнения с цветом
7.
упражнения для коррекции осанки
Рассмотрим их поподробнее и приведем примеры.
1.
Зарядка – это кратковременное выполнение физических
упражнений,
активный вид отдыха
на уроке. Этот вид релаксации основан на том, что умственная деятельность
учащихся переключается на физическую деятельность, а музыка и слово
положительно влияют на чувство, сознание и непроизвольную память детей.
- имитативные
упражнения: в данном виде физкультминуток ученики в точности повторяют движения
за учителем и могут хором повторять текст.
Например, учитель
показывает действия, называя их: «We can run.», показывая движения. Ученики повторяют «We can run.» и повторяют действие.
Можно немного
усложнить задачу. В этом случае еще и пропущены слова, поэтому детям нужно быть
очень внимательными, выполняя данную зарядку: http://www.youtube.com/watch?v=GkK-_OBe-0A
- активизация лексико-грамматических структур: когда в движении
отрабатывается лексический или грамматический материал:
например, тема «Животные»,
здесь встречаются и названия животных и можно повторить предложения с модальным
глаголом «can».
В пятом классе можно провести такую зарядку на Present Continuous.
-пальчиковые
упражнения: если не позволяет место в классе или класс в тот день очень шумный
можно провести упражнения для пальчиков. Эти упражнения помогут отдохнуть,
также мы знаем, что мелкая моторика важна для работы головы.
Пальчиковые упражнения, без сомнения, можно провести и в средней,
и старшей школе, подобрав нужную вариацию движений и, наверное, чтоб это
выглядело более серьезно, стишки здесь неуместны, хотя встречаются классы,
которые не прочь и пошалить.
И как заключение,
хотелось бы отметить, что проведение на уроке различного рода физкультминуток
как одного из видов смены деятельности в учебном процессе позволяет легче и
успешнее овладеть необходимыми знаниями, преодолеть трудности, позволяет
быстрее и с положительным настроем достичь цели и решить задачи обучения
иностранному языку. К сожалению, только на уроках иностранного языка есть
прекрасная возможность путем физкультминуток поспособствовать укреплению и
здоровья учащихся, и интереса к предмету.
|