Статья «Воспитание в
процессе обучения»
Карнаухова О.Ю., учитель
английского языка
Оживление межкультурной коммуникации,
повышение интереса к накопленному человечеством интеллектуальному богатству
делают иностранный язык не просто интересной учебной дисциплиной, но и
необходимым средством для диалога культур, интеграции России в мировую
экономическую систему, осуществления совместных научно-технических проектов с
другими странами. Возрастает потребность в специалистах, владеющих разговорной
речью, а также подготовленных для работы с литературой на иностранном языке.
В связи с этим, к выпускникам школ
предъявляются определенные требования:
Ø
способность к непрерывному самообразованию;
Ø
способность к рефлексии, умение работать в исследовательском режиме;
Ø
коммуникативные навыки;
Ø
логичность взаимодействия с природно-социальной средой, предполагающее
понимание у человека отношения к себе, другому, к миру в целом.
Как учить сегодня английскому языку?
Одним из условий успешного обучения
является определение четкой стратегии и тактики обучения:
Ø
целей обучения;
Ø
содержания обучения;
Ø
методов, приемов, принципов обучения.
Комплексное проектирование и реализация
целей и задач урока - один из элементов интенсификации и оптимизации
учебно-воспитательного процесса на уроках английского языка.
Цель обучения должна быть комплексной и
включать 4 аспекта:
- практический
(образовательный) – формирование и развитие коммуникативной культуры
школьников (формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной
компетенции, необходимой и достаточной для общения в пределах порогового и
продвинутого порогового уровней; обучение нормам межкультурного общения на
иностранном языке; развитие культуры устной и письменной речи на
иностранном языке в условиях официального и неофициального общения);
- познавательный
– приобретение и расширение знаний о культуре страны, ее истории,
литературе, живописи, музыке, обычаях, традициях; о структуре английского
языка, ее системе, особенностях, схожести и отличии от русского языка.
- развивающий
– развитие фонетического и интонационного слуха, речевой догадки,
имитации, логического изложения мыслей; развитие памяти (слуховой и
зрительной, оперативной и долговременной), внимания, воображения; умения
общаться с другими людьми, развитие у школьников способностей представлять
свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
развитие самообразовательного потенциала молодежи в изучении других
иностранных языков и многообразия современного многоязычного и
политкультурного мира; развитие интеллектуальных творческих способностей
учащихся в процессе изучения языков и культур.
- воспитательный
аспект – воспитание культуры общения, формирование у школьников уважения к
другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и
взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.
Задачи урока должны быть взаимосвязаны.
Каждая из задач должна помогать реализации других задач.
Рекомендации к
выбору и формулированию задач урока.
Образовательные задачи
- Проконтролировать
степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных
или сформированных на предыдущих уроках.
- Обеспечить
усвоение следующих основных знаний (фактов, понятий), входящих в
содержание темы урока.
- Сформировать
(продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки
по данному предмету.
- Сформировать
(продолжить формирование, закрепить следующие общеучебные навыки и умения)
планирование учебной работы – сочинений, ответов, решения задач и т.д.,
работа с книгой, справочниками, развитие темпа чтения, темпа говорения,
темпа письма, формирование навыков самоконтроля.
Воспитательные задачи
- Содействовать
в ходе урока формированию следующих основных мировоззренческих идей
(например, материальность мира, причинно-следственные и другие связи
явлений, движение, развитие в природе и обществе, познаваемость мира,
разоблачение идеалистических взглядов).
- В целях
решения задач идейно-политического воспитания школьников обеспечить в ходе
урока (например ознакомление с общественно-политическими событиями, разоблачение
измышлений буржуазной пропаганды).
- В целях
решения задач нравственного воспитания обеспечить в ходе урока изучение
следующих вопросов, содействующих воспитанию патриотизма,
интернационализма, коллективизма, гуманности и других нравственных
качеств.
Задачи развития интеллекта, воли, эмоций,
познавательных интересов
- В целях
решения задачи развития у школьников умения выделять главное, существенное
в изучаемом материале обеспечить в ходе урока обучение составлению
схем-конспектов, резюме текста, планов изучаемого, контрольных вопросов по
теме, формирование умения сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия.
- В целях
решения задачи развития у школьников самостоятельности мышления в учебной
деятельности обеспечить в ходе урока…
- В целях
решения задачи развития у школьников умения преодолевать трудности в
учении, закалять волю.
Содержание обучения иностранному языку
направлено на развитие у школьников культуры общения в процессе формирования
всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, наличие которой
учитывает потребности в использовании иностранного языка как средства общения,
образования и самообразования, инструмента сотрудничества и взаимодействия в
современном мире.
Учитель
иностранного языка особое значение должен придавать отбору содержания обучения:
- Учитывать
интересы и волнующие современных школьников проблемы (отбор аутентичного
текстового материала, выбор тем для обсуждения, привлечение актуального
аудио-визуального материала).
- Дифференцированный
и индивидуальный подход к ученику (уровень предъявления материала выше
уровня спроса).
- Проблемная
подача материала.
- Апелляция
к личному опыту учащихся, к их чувствам и эмоциям, побуждение к выражению
собственного мнения, оценки.
Методы обучения (демонстрация, пояснение
и тренировка упражнениями).
85% урочного времени должно быть уделено
тренировочным упражнениям. Главное внимание в тренировочных упражнениях уделять
содержанию высказывания.
Количество тех упражнений, где нет
ситуаций общения, должно быть ограниченно. Если в таких упражнениях нет
коммуникативной мотивации, должны быть другие виды мотивации – игровые или
познавательные.
Для развития говорения должны
использоваться коммуникативные упражнения, парная и групповые режимы работы.
Демонстрация может быть организована по
разному.
Например: диалог при помощи фонограммы,
новые лексические единицы – изолированно или в отдельных предложениях, но лучше
– в связанном тексте или монологе.
Приемы
обучения связаны с конкретными действиями учителя.
Средства
обучения – это материалы и средства обучения, которые выполняют определенные
дидактические функции.
Научно-методический комплекс является
основным средством обучения во всей полноте его компонентов: учебника, книги
для учителя, лингафонного практикума компьютерных программ, комплекта слайдов,
диафильмов, таблиц и т.д..
Структура
школьного курса иностранного языка определяется:
Ø
коммуникативными целями и задачами школьного курса по иностранному языку;
Ø
вариативностью содержания обучения иностранному языку в различных типах
школ при изучении первого и последующих иностранных языков;
Ø
учебной нагрузкой (количеством учебного времени, отводимого на изучение
иностранного языка);
Ø
возрастными особенностями школьников на каждом из этапов обучения
иностранному языку;
Ø
преемственностью между этапами обучения;
Ø
междисциплинарными связями с другими предметами, в том числе с родным и
государственными языками.
Принципы
обучения:
1) коммуникативная направленность, т.е.
каждый из обучающихся должен понимать: для чего он что-то говорит или слушает
(высказывание должно быть кому-то адресовано). Содержание коммуникации должно
характеризоваться новизной, т.е. вопросы нужно ставить не к известной для всех
информации;
2) доминирующая роль упражнений;
3) опора на русский язык;
4) коллективное взаимодействие;
5) индивидуализация;
6) комплексность урока.
Психологические
аспекты успешности преподавания.
Качество знаний по любому предмету зависит
и от того, любят ли дети этот предмет. А любовь к предмету зависит от того,
существует ли у учителя, преподающего этот предмет, психологическая готовность
к взаимодействию с учениками: понимание себя и других, психологический контакт,
умение слушать, выстраивать гармоничные межличностные отношения, свободное
владение речью.
Для успешной коммуникации необходимы
терпимость и сдержанность, умение все видеть, но не на все реагировать,
улыбаться. Спокойное дружелюбие действует сильнее, чем строгое требование.
Таким образом, коммуникативные умения учителя способствуют
развитию коммуникативных способностей учащихся: умения чувствовать и понимать
собеседника, умения налаживать общение, быть автором своей точки зрения,
понимать альтернативную точку зрения, умения конструктивно критиковать.
Но одних коммуникативных умений учителя
для высокого качества работы и результата недостаточно. Многое зависит от
творческой индивидуальности педагога.
Признаки
творческой индивидуальности:
Ø
интерес к людям;
Ø
проявление искреннего интереса к педагогической деятельности;
Ø
проявление способности испытывать вдохновение во взаимодействии с
учениками;
Ø
широта увлечений;
Ø
наличие интеллектуальных качеств (гибкость ума, образность, метафоричность,
оригинальность);
Ø
проявление эмоций (удивления, уверенности, сомнения, радости, восторга,
разочарования);
Ø
постижение эмоционального состояния другого челдовека (видеть причины
непонимания учеников, уметь эффективно передать материал так, чтобы ребята
быстро "уловили” его суть; "вчувствоваться” не только в учеников, но и в
сущность явлений и состояний);
Ø
обладание профессиональной интуицией (способностью многое предчувствовать,
предугадать, неожиданно для себя самого находить творческие решения трудных
педагогических задач);
Ø
воля и целеустремленность.
В преподавании иностранных языков очень
важен педагогический артистизм, артистические
способности, т.к. для учителя иностранного языка главное – стадия общения,
взаимодействия с учеником. Артистические способности помогают учителю
выразительно преподносить материал, накладывают отпечаток на проявление всех
отношений в образовательном процессе. Артистизм способствует созданию благоприятной
обстановки, положительной атмосферы на уроке, помогающей воплощению замысла.
Артистизм – это внешняя
выразительность, пластичность; мышечная свобода; эмоциональность, образность
речи, творческая фантазия и воображение, наблюдательность; развитая способность
восприятия; управление вниманием; легкость приспособления к новым условиям;
умение гибко перестраиваться в зависимости от ситуации; быстрота реакций на
непредвиденные изменения хода урока; умение импровизировать; обаяние;
способность внушить симпатию, привлечь и удержать внимание; экспрессивность,
раскованность и естественность поведения в публичной обстановке.
Чтобы поддерживать познавательный тонус
ученика, необходимо пользоваться
реалиями жизненного пространства. Что же является мотивационным
потенциалом для изучения иностранного языка?
- Телевизионное
вещание. Мы черпаем большую часть информации с помощью зрения. Это
природное свойство человеческой психики. Дети смотрят оригинальные
документальные или художественные фильмы. Понимание гарантируется тем, что
перед глазами есть полный и подробный перевод звукового ряда на родной
язык.
- Страноведческая,
культурная информация. (Справочная литература, видеофильмы, Интернет.).
- Использование
в учебном процессе художественных текстов, но только тех произведений,
которые взахлеб читают отдельные школьники на родном языке без
учительского принуждения, а порой даже украдкой на уроках.
- Внутренний
интерес к личности педагога.
- Мотивация
жизненных перспектив, связанных с преимуществами, которые дает знание
иностранного языка.
- Мотивация
личных достижений, саморазвития, самоуправления.
Еще одним психологическим условием для
интенсификации учебно-воспитательного процесса является оценочная реакция учителя. Существуют
следующие технологические правила в практической реализации оценочной
деятельности учителя:
- Давая
оценку, нужно создать ребенку положительную репутацию в коллективе,
"поднять” его в собственных глазах.
- Не
давать оценку поступку учащегося, если не выявлены мотивы поведения.
- Ограничить
численность правил и запретов, делая их понятными и доступными для детей.
Предложить ученикам вариант двух запретов, в которые можно вместить все
остальные: нельзя не работать и нельзя посягать на интересы другого
человека.
- Не
злоупотреблять наказанием. Там, где нет поощрения, там и не должно бять
наказания.
Но самым важным условием, способствующим
продуктивной совместной деятельности учителя и учащегося и всестороннему
развитию личности в группе является создание психологического климата в группе.
Технологически влияние на климат
обеспечивается совокупностью операций, соответствующих следующим правилам:
- Установление
личных контактов: не только между учителем и детьми, но и между самими
детьми. Преподаватель называет по имени каждого ученика, проявляет
интерес, демонстрирует симпатию и расположенность.
- Подбадривающее,
одобрительное отношение во время работы.
- Этическое
благородство: бескорыстная помощь, открытость и радость за другого.
- Предупреждение
возможных неудач.
- Аудиовизуальный
художественный ряд, создаваемый использованием музыкальных фрагментов и
демонстрацией слайдов. Это благоприятно влияет на самочувствие детей,
раскрепощает и возвышает их. Испытываемый в это время комфорт снимает
тревожность, рождает уверенность и высвечивает личностные достоинства.
- Привнесение
элемента новизны за счет использования разнообразных средств.
|