ВЛИЯНИЕ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ (малая социальная группа)
(автор Карнаухова Ольга) [1]
Проблема адаптации является уже длительное время одним из направлений психологии, социологии, педагогики, биологии, физиологии, медицины.
Каждая личность, попадая в новую для себя среду, испытывает неудобства, связанные с тем, что данная среда неудобна, непривычна.
Само понятие «адаптация» пришло в психологию из физиологии и обозначает присущий живому процесс установления такого соотношения элементов как внутри организма, так и в его отношении с окружающей средой, которое способствовало оптимальному развитию.
Психологическая адаптация – это процесс психологической включенности личности с системы социальных, социально-психологических связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций.
Следует отметить, что под адаптацией понимается не только приспособление человека к среде, но и активное приспособление среды человеком. Поэтому уместным выделить две стороны адаптации:
Адаптивную (приспособление к среде);
Адаптирующую (приспособление человеком).
На данный момент проблема адаптации является крайне актуальной в связи с ростом научно-познавательной сферы, усложнением социально-психологических взаимоотношений между людьми, ростом экологических проблем.
В современной психологии существует ряд методов, помогающих выявить тот или иной уровень адаптированности:
Эксперимент;
Метод наблюдения;
Беседа;
Тестирование;
Анкетирование;
Изучение результатов деятельности;
Метод контент-анализа.
Объект – Адаптация личности малой социальной группы, занимающаяся совместной творческой деятельностью.
Предмет – Влияние совместного творчества на повышение уровня адаптации личности в малой социальной группе.
Цель – Выявить влияние совместного творчества на повышение уровня адаптации личности.
Задачи – Анализ, изучение и описание методов выявления уровня психологической адаптированности личности.
Гипотеза – Совместное творчество повышает уровень их адаптированности в этой социальной группе.
Методы – Метод анкетирования;
Метод наблюдения.
Место проведения исслеования является МБОУ «Основная общеобразовательная школа №8».
В качестве экспериментальной группы выступала группа кружка «Путешествие в Лондон», численностью 10 человек, контрольной группой – театрального кружка.
Основным методом измерения уровня адаптированности членов группы выступал метод анкетирования, а инструментом – анкета.
Перед непосредственным воздействием каждый член групп заполнял анкету, показатели которой и служили первичном срезом данного эксперимента.
Затем на протяжении 3 недель, происходило воздействие на экспериментальную группу в виде заданий:
Задание на весь срок исследования – совместными усилиями придумать и сделать проект Биг Бена.
Задание на каждый день – совместными усилиями придумать и сделать мини-проект.
В то время как на контрольную группу никакого воздействия не происходило, группа занималась по своей программе.
Для экспериментальной группы основным мотивом создания данной группы служил конкурс творческих работ развлекательного конкурса, с хорошими вознаграждениями.
По итогам проведенного исследования выявилось, что за период проведения исследования средний уровень адаптированности членов экспериментальной группы по отношении. К данной группе немного увеличился, в то время как средний уровень адаптированности членов контрольной группы даже несколько понизился.
Исходя из вышеприведенных данных, можно сделать вывод о том, что совместная творческая деятельность имеет слабую связь с уровнем адаптированности личности в малой социальной группе, т.е. метод совместной творческой деятельности лишь в малой степени повышает уровень адаптированности.
Но, несмотря на низкие показатели, данный метод помогает членам группы раскрыть новые стороны общения, проявить себя как творческую личность. Соответственно происходит сплочение группы, а также расширение кругозора.
По завершении проведенного исследования члены экспериментальной группы стали лучще понимать друг друга и проявлять больший интерес к своему зантию, в то время как уровень общения и заинтересованности членов контрольной группы не изменился. У членов экспериментальной группы сложился свой образ того, что они делают, а также возросло стремление к реализации поставленных целей. А самое главное – занятие совместной творческой деятельностью они проводили с большей инициативностью, чем занятия по отдельности.
Следует, что метод воздействия на группу посредством из совместной творческой деятельности имеет место. Но, поскольку не дает сильный прирост показателей уровня адаптированности, рекомендуется к использованию как прикладной метод.
Литература
Гартманн Г. «Эго психология и проблемы адаптации». М.:2001.
Калайков И. «Цивилизация и адаптация», М.:1984.
Романова Е.С. «Механизмы психологической защиты», Мытищи, «Талант»,1996.
[1] МБОУ «Основная общеобразовательная школа №8» учитель английского языка первой квалификационной категории
|