Статья Карнауховой Ольги Юрьевны, учителя английского языка МБОУ "ООШ №8" В основе организации проектной
деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно
ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности
учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе
проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные,
исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Учебный проект с точки зрения
учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе
или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность,
позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания,
принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность,
направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися
в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ
решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение
и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект
с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития,
обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие
компетентности старшеклассника:
- анализа проблемного поля, выделение подпроблем,
формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
- целеполагания и планирования деятельности;
- самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и
результативности решения проблемы в рамках проекта );
- презентации (самопредъявления, формирования имиджа)
деятельности и ее результатов;
- готовить материал для проведения презентации в
наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт
проектирования;
- поиска необходимой информации, ее систематизации и
структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из
информационного поля);
- применения знаний, умений и навыков в различных, в
том числе и нестандартных ситуациях;
- выбора, освоения и использования технологии
адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
- проведения исследования (анализу, синтезу,
выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
2. Какие основные требования предъявляются к
учебным проектам?
1.
наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской,
информационной, практической), требующей интегрированного знания,
исследовательского поиска её решения (например, исследование демографической
проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей по одной проблеме;
проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.п.);
2.
практическая, теоретическая, познавательная значимость
предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о
демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние,
тенденция, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнёрами
по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса
в разных местностях, план мероприятий и т.п.);
3.
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая)
деятельность учащихся;
4.
структурирование содержательной части проекта (с
указанием поэтапных результатов);
5.
использование исследовательских методов
3. Какие виды учебных проектов
существуют в образовательной практике?
1.
по характеру доминирующей в проекте
деятельности:
Ø
Исследовательский проект. Он включает
обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования,
обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение
полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный
эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Ø
Информационный проект направлен на сбор
информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и
представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в
Интернете.
Ø Творческий
проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению
результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения
изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.
п.
Ø
Ролевой /игровой/ проект. Участвуя в нем,
проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей,
выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого
окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и
заключен договор?
Ø
Практико-ориентированный проект нацелен на
социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт
заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона,
города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета
физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить
реальность использования продукта на практике и его способность решить
поставленную проблему.
2.
по предметно-содержательной области:
·
монопроект, в рамках одной области
знаний
·
межпредметный проект, на стыке различных
областей
3.
по характеур координации проекта:
·
непосредственный (жесткий, гибкий)
·
скрытый (неявный, имитирующий участника проекта,
характерно для телекоммуникационных проектов)
4. по характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города,
региона, страны, разных стран мира)
5.
по количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой,
коллективный, массовый)
6.
по продолжительности проекта(мини-проект (на 1 урок),
краткосрочный (4-6 уроков), длительный (месяц, четверть, учебный год и т.п.))
4. Как организовать проектную
деятельность учащихся?
В самом общем виде организация
проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:
1 этап - погружение в проблему;
2 этап - организация деятельности
3 этап - осуществление деятельности
4 этап – презентация результатов,
самооценка и самоанализ.
5.
Как может быть представлен «конечный продукт» проектной деятельности учащихся?
Приведем перечень возможных
«продуктов» проектной деятельности:
§
Web-сайт;
§
Анализ данных социологического опроса;
§
Атлас;
§
Бизнес-план;
§
Видеофильм;
§
Видеоклип;
§
Электронная газета;
§
Электронный журнал;
§
Законопроект;
§
Карта;
§
Коллекция;
§
Дизайн - макет;
§
Модель;
§
Музыкальное произведение;
§
Мультимедийный продукт;
§
Пакет рекомендаций;
§
Письмо в ... ;
§
Прогноз;
§
Публикация;
§
Путеводитель;
§
Рекламный проспект;
§
Серия иллюстраций;
§
Сказка;
§
Справочник;
§
Словарь;
§
Сравнительно-сопоставительный анализ;
§
Статья;
§
Сценарий;
§
Виртуальная экскурсия;
§
Сборник сочинений;
§
Дневник путешествий;
§
Главы из несуществующего учебника
§
Что еще?
6. Как оценить
проектные работы учащихся?
Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа
на следующие вопросы:
— Предполагается ли включение
самооценки участников проекта в общую оценку проекта?
— Предполагается ли присуждение
мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию
и т.д.)?
Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по
числу (не более 7-10) и доступности для учащихся.
Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до
защиты.
Примерные
темы проектных работ:
Тема
|
Подпроекты
|
Продукт
|
Межпредметные связи
|
Экскурсионное сопровождение уроков ЕН цикла
|
Список музеев
История открытия
Определение тем и предметов
|
План экскурсий ЕН
Рекламные проспекты незнакомых музеев
|
Работа с литературой, оформительские навыки, работа с
компьютером, исторические сведения о музеях
|
Путь из «варяг в греки»
|
Маршрут
История возникновения
Крупнейшие торг. центры
Фрагменты в/ф
Тексты, вопросы
|
Карта
|
География,
история, краеведение
|
Москва – порт пяти морей
|
Схема пути
Роль каналов
Путешествие из Петербурга в Москву
Экологические проблемы
Внешнеэкономические связи
|
Карта, работы, рисунки
|
География, литература, история, экология
|
Мой край в судьбе России
|
История названий и заселения
Архитектура
Промышленные объекты
|
Фотоальбом
Слайд-шоу
Видео
Работа
|
География, краеведение, история
|
Сборник стихов на тему … (Например:
«Стихи поэтов, погибших на Великой Отечественной войне»)
|
Подбор книг и выбор стихов
Написание вступительной статьи к сборнику
Набор текста на компьютере, оформление работы
Создание иллюстраций (возможно фото)
Презентация сборника
|
Сборник стихов
|
Литература
Русский язык
Информатика
История
|
Словарь-справочник по теории литературы (блок терминов на
определенную тему – например, «Поэтические эскизы» с примерами из изученных
произведений
|
Подбор терминов на заданную тему, толкование по словарю
л/в терминов
Подбор литературных примеров к словарным статьям
Набор и оформление словаря на компьютере
Презентация словаря
|
Словарь-справочник
|
Литература
Русский язык
Информатика
|
Лексический комментарий к произведению … (Например:
«Устаревшая лексика в комедии
Н.В.Гоголя «Ревизор»»)
|
-
Выбор устаревших слов и примеров их употребления в
тексте художественного произведения
-
Работа со словарем (значение выбранных слов)
-
Набор и оформление комментария на компьютере
-
Презентация «Комментария»
|
Комментарий к художественному произведению
|
Литература
Русский язык
История
Информатика
|
Экскурсия по литературному произведению. (Например: Гоголевский Петербург.
Герои Гоголя в Петербурге.
Памятники литературным героям …)
|
-
Разработка «маршрута» экскурсии (или определение тех
мест, домов, о которых будет рассказано)
-
Создание видео- или фото-ряда
-
Написание текста комментария
-
Презентация
|
-
Фотоальбом и текст «заочной» экскурсии
-
или видеозапись экскурсии (с текстом)
-
или текст заочной экскурсии
|
Литература
Краеведение
Информатика
|
|