Понедельник, 20.01.2025, 12:07
Приветствую Вас Гость | RSS

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Категории раздела
Наш опрос
Как Вы сдаёте ГИА и ЕГЭ по английскому языку :
Всего ответов: 61
игры
Участвуй
www.fond21veka.ru
Конкурсы!Для Вас!
http://урок.рф/

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Современные подходы обучения говорению с использованием ИКТ

Статья 

автор Карнаухова Ольга Юрьевна, 

учитель II квалификационной категории

МБОУ"ООШ №8"

Современные подходы обучения говорению с использованием ИКТ.

Говорение – продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности (РД), посредством которого совместно с аудированием осуществляется устно-речевое общение.

Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных, социально детерминированных ситуациях. Это означает, что по окончании любого типа школы учащийся должен быть способен:

– общаться в условиях непосредственного общения, понимать и реагировать (вербально и невербально) на устные высказывания партнера по общению в рамках сфер, тематики и ситуаций, обозначенных программой для каждого типа учебного заведения;

– связно высказываться о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.

Говорение может протекать в диалогической или монологической форме либо в сложном переплетении диалога и монолога. Каждая из этих форм обладает психологическими и лингвистическими особенностями, учет которых необходим при обучении говорению. Это связано с тем, что формирование умений монологической и диалогической речи предполагает дифференцированную организацию материала и различные приемы работы с ним.

В отечественной лингвистике монологическая речь определяется как речь одного лица, обращенная к одному лицу или группе слушателей (собеседников) с целью в более или менее развернутой форме передать информацию, выразить свои мысли, намерения, дать оценку событиям и явлениям, воздействовать на слушателей путем убеждения или побуждения их к действиям (И.Л.Колесникова, О.А.Долгина). Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, сам определяя структуру, композицию и языковые средства (Г.В.Рогова).

Существуют два разнонаправленных, взаимодополняющих подхода (пути) к обучению иноязычному говорению: «снизу вверх» и «сверху вниз».

Путь «сверху вниз» представляет собой путь овладения целостными актами общения, образцами речевых произведений. Формирование навыков и умений говорения начинается с многократного воспроизведения (чтения, прослушивания, заучивания наизусть) готового монологического текста, который рассматривается в качестве эталона для построения подобных ему текстов. Затем происходит варьирование лексического наполнения образца, отработка элементов и самостоятельное порождение аналогичных высказываний. Можно предлагать следующие задания:

·      Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста.

·      Согласиться с утверждениями или опровергнуть их.

·      Выбрать глаголы, прилагательные, идиоматические выражения, с помощью которых автор описывает свое отношение к людям, событиям, природе и т.д.

·      Доказать, что …

·      Определить основную идею текста.

·      Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст.

·      Рассказать текст от лица главного героя (наблюдателя, журналиста и т.д.).

·      Придумать другой конец.

Данный путь имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, текст достаточно полно очерчивает речевую ситуацию и учителю нужно только использовать ее для порождения речевых высказываний учащихся и частично видоизменять ее с помощью речевых установок и упражнений. Во-вторых, грамотно отобранные тексты имеют высокую степень информативности, а значит, и предопределяют содержательную ценность речевых высказываний учащихся, способствуют реализации образовательных целей обучения. В-третьих, аутентичные тексты различных жанров дают хорошую языковую и речевую опору, образец для подражания, основу для составления собственных речевых высказываний по образцу.

Путь «снизу вверх» намечает путь от последовательного, систематичного овладения отдельными речевыми действиями (отдельными высказываниями) разного уровня к их последующему комбинированию, объединению. В основе этого подхода лежит предположение о том, что поэлементное, поэтапное, поуровневое усвоение системы языка, овладение компонентами монологической речи в итоге приводят к умению самостоятельно участвовать в речевом общении – порождать связные высказывания в устной и письменной форме.

Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц (И.Л.Колесникова, О.А.Долгина). Это форма говорения, основной целью которой является речевое взаимодействие двух или более говорящих. Собеседники выступают попеременно в роли говорящего и слушающего. Продуктом данной формы речи является диалог разной степени развернутости или полилог (групповое обсуждение проблемы, дискуссия, свободная беседа).

В живой диалогической речи обмен репликами происходит быстро, отсюда – неподготовленность, спонтанность речи, что требует высокой автоматизированности и готовности языкового материала.

В плане языкового оформления для диалогической речи характерна большая роль интонации, эллиптичность, использование речевых клише, присутствие модальных слов, междометий, общий разговорный стиль. Диалог отличается разнообразием неполных предложений и свободным от строгих норм оформлением высказываний (неоконченные предложения, ложные начала). В диалогической речи широко используются неречевые (экстралингвистические) средства общения (мимика, жесты).

В методике выделяют свободные и стандартные диалоги (диалоги этикетного характера). Последние обслуживают типовые ситуации с четко закрепленными ролями (покупатель – продавец, врач - пациент) и предполагают использование стереотипного языкового материала. К свободным диалогам традиционно относятся беседы, дискуссии, интервью, т.е. те формы речевого взаимодействия, где изначально общая логика развития разговора жестко не фиксируется социальными речевыми ролями. Граница между свободными и стандартными диалогами в реальном общении очень подвижна, эти разновидности диалогов могут легко трансформироваться в ходе развития речевого общения в зависимости от изменений речевой ситуации.

В обучении монологу и диалогу есть много общего, но, тем не менее для учебного общения диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая. Е.Н.Соловова выделяет следующие основные характеристики диалога, которые обусловливают трудности овладения этой формой говорения: реактивность и ситуативность.

При обучении диалогу выделяются те же пути, что и при обучении монологу.

Обучение диалогу путем «сверху вниз» является наиболее оптимальным для обучения стандартным, или типовым, диалогам.

Алгоритм работы учителя при обучении диалогу на ИЯ путем «сверху вниз» (Е.Н.Соловова):

1.    Определить наиболее типичные ситуации диалогического общения в рамках изучаемой темы («У врача», «Разговор по телефону»).

2.    Изучить материалы УМК и имеющихся учебных пособий, соответствующих возрасту и уровню языка учащихся.

3.    Отобрать или составить диалоги-образцы с использованием типичных для данной ситуации речевых клише, моделей речевого взаимодействия.

4.    Определить последовательность предъявления различных типовых диалогов в процессе изучения темы.

5.    Ознакомить учащихся с новыми словами и речевыми структурами предъявляемого диалога.

6.    В случае необходимости прокомментировать социокультурные особенности речевого общения в рамках данной ситуации.

7.    Прочитать диалог или проиграть запись.

8.    Организовать его отработку, обращая внимание на правильность фонетического оформления речи, использование других паралингвистических средств.

9.    Организовать работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансформацию с учетом уже знакомых синонимичных моделей.

10. Аналогично отработать другие типовые диалоги.

11.Частично видоизменить речевую ситуацию с целью привнести элемент аутентичности в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся.

12. Сформулировать речевую установку для творческих учебных диалогов по теме.

13.Продумать использование вербальных и невербальных опор для конкретных учеников.

14.Спланировать пары опрашиваемых учеников и последовательность их опроса.

Опорами для составления собственных диалогов могут служить:

·      сами тексты диалогов-моделей;

·      содержание речевой установки учителя на составление видоизмененных диалогов;

·      описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога;

·      картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука.

Обучение диалогу путем «снизу вверх» предполагает, что у учащихся нет исходного диалога-образца, потому что:

1. учащиеся не умеют читать и не могут воспользоваться образцом;

2. уровень речевого развития достаточно высок, поэтому единый образец уже не нужен;

3. предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога, и образец будет только сковывать инициативу и творчество учащихся.

Оценка при контроле навыков устной речи выставляется:

·      за подготовленные дома монологи и диалоги;

·      за неподготовленные монологи и диалоги, выполняемые в классе.

В порядке исключения оценка может быть выставлена и за одну-две реплики, если они действительно ценны в речевом отношении и являются ярким примером владения учащимся дискурсивными умениями. Итоговый контроль подразумевает контроль как монологических, так и диалогических умений. Поэтому, как правило, у стола экзаменаторов одновременно находятся двое экзаменуемых, которые по очереди выполняют задания монологического характера, а затем вместе решают одну из поставленных речевых задач, взаимодействуя на иностранном языке.

Обучение говорению должно строиться с учетом требований итогового контроля, а тренировочные упражнения и задания должны моделировать аналогичные задания итогового контроля.


 

Категория: Мои статьи | Добавил: MrsEnglish (25.03.2013)
Просмотров: 5521 | Комментарии: 34 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 111 2 »
11 ogertex  
Hey! This is my first comment here so I just wanted to give a quick shout out and say I truly enjoy reading your articles. Can you suggest any other blogs/websites/forums that go over the same topics? Thanks a ton!
look and my page and give it a rating

https://zvukiknig.info/user/Geri5244322/ undefined
https://www.kino-ussr.ru/user/SommerShapcott6/ can aviasales download
https://rentry.co/79284- aviasales.ru
https://nlifelab.org/bbs/board.php?bo_table=free&wr_id=1512307 how to prevent avian flu
http://bondpedia.altervista.org/index.php?title=Utente:Mitch40A867569 aviasales reviews

@avia

10 Sownrrv  
Страсть к веб-сайту -- очень индивидуально приятно и много, чтобы увидеть! Посетите также мою страничку

посмотрите и мою страничку и дайте ей оценку

https://anotepad.com/note/read/f23xsysa цени на билети до пукет
https://anotepad.com/note/read/pf77yef6 movenpick resort & spa карон бийч пукет
https://anotepad.com/note/read/ekcaf4t4 оферти за пукет 9 нощувки
https://anotepad.com/note/read/te2bg2a8 климат на остроя пукет

=pat=

9 Sownuhn  
Превосходно интернет-сайт у вас есть прямо здесь. Посетите также мою страничку

взгляните и мою страничку и дайте ей оценку

https://fredricspivey8.bravesites.com/entries/general/%d0%9e%d1%82-%d0%bd%d0%be%d1%81%d0%b0-%d1%81%d0%b5-%d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80%d0%b8%d0%b2%d0%b0-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%bd%d0%b0-%d0%bf%d0%b0%d0%bd%d0%be%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%b0-%d0%ba%d1%8a%d0%bc-%d0%be%d1%81%d1%82%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%b5 тайландия пукет
https://anotepad.com/note/read/td9ak7h9 риболовни турове на пукет
https://asteroidsathome.net/boinc/view_profile.php?userid=655453 точно време в пукет
https://rashadshumaker3.bravesites.com/entries/general/%d0%9e%d1%84%d0%b5%d1%80%d1%82%d0%b8-%d0%a2%d0%b0%d0%b9%d0%bb%d0%b0%d0%bd%d0%b4-%d0%9f%d1%83%d0%ba%d0%b5%d1%82-%d0%9f%d1%8a%d1%82%d0%b5%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d0%b8-%d0%b8-%d0%be%d1%82%d1%81%d1%82%d1%8a%d0%bf%d0%ba%d0%b8-2021- остров пукет снимки

=pat=

8 Eddiefrado  
Way cool! Some very valid points! I appreciate you writing this post and also the rest of the website is extremely good.
look at my page
https://academy.theunemployedceo.org/forums/users/hildred33p/ pomata per dolori articolari naturale
https://affiliates.trustgdpa.com/14791-2/ pomata per dolori articolari e muscolari
https://www.jnsonsmart.com/1763-2/ pomata per dolori articolari ginocchia
https://guidemysocial.com/story1719714/la-regola-2-minute-per-diabete pomata per dolori articolari ginocchia
https://getsocialsource.com/story1724008/il-lato-migliore-della-diabete farmaci per dolori articolari
https://getsocialnetwork.com/story1719258/a-proposito-di-fatti-diabete-revealed Psoriaderm

@776=

7 Steventab  
Исключительно пользователь приятно веб-сайт. Огромный информация легко доступный несколько переход к.

Посетите также мою страничку

https://nvspwiki.hnue.edu.vn/index.php?title=Th%C3%A0nh_vi%C3%AAn:MartinL06547 открыть счет за границей студенту

33490-+

6 Edrdiefrado  
спасибо так много за ваш интернет-сайт помогает много. Посетите также мою страничку

https://aqua-dolphin-hd3nl3.mystrikingly.com/blog/the-insider-secret-on-casino-online-uncovered-1Win казино
https://fnrlogistics.ca/forums/users/remonawolfe1/-1Win казино
https://doodleordie.com/profile/rachaellundberg-1Win казино

6x67u

5 Evgehiiq  
Thank you, I have just been searching for information approximately this topic for a long time and yours is the greatest I've found out so far. However, what in regards to the conclusion? Are you sure about the source?

Вижте и страницата ми

http://newworldorder.world/index.php/User:Miquel2943 cbd масло след химия

=4=7=q

4 Evgehiir  
Hi, I think your website might be having browser compatibility issues. When I look at your blog site in Chrome, it looks fine but when opening in Internet Explorer, it has some overlapping. I just wanted to give you a quick heads up! Other then that, awesome blog!

See also my page

https://deadreckoninggame.com/index.php/Main_Page cbd таблетки

*rttted*

3 Eliasned  
Мой двоюродный брат предложил этот веб-сайт. я не уверен, что этот пост написан им, поскольку никто не знает так подробно о моей трудности. Вы невероятны! Спасибо!
Предлагаю посмотртеть мою страничку


https://donaldn307wzd8.bloggazzo.com/profile лучшие сайты с обратными ссылками для seo

@gj33387

2 Alissaned  
Потрясающе Веб-сайт, Продолжать фантастически работа. Спасибо! Посетите также мою страничку

http://doozy.bestroute.com/__media__/js/netsoltrademark.php?d=hipolink.me%2Flinksbuilding - seo-партнер whitelabel для агентств
<a href=http://dorette-deutsch.de/content/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B8-ultimate-2023-guide>местное seo-руководство 2018</a>
<a href=http://dorf-v8.de/url?q=https://hipolink.me/linksbuilding>google мой бизнес, местная поисковая оптимизация</a>
http://dorsayindianlaw.com/__media__/js/netsoltrademark.php?d=hipolink.me%2Flinksbuilding - pr-услуги
<a href=http://dotnetmonster.com/__media__/js/netsoltrademark.php?d=hipolink.me%2Flinksbuilding>проверка внешних обратных ссылок</a>
<a href=http://doubleglazedwindowrepair81431.bloggazzo.com.black-up.kr/member/login.html?noMemberOrder=&returnUrl=http%3A%2F%2Fhipolink.me%2Flinksbuilding>продвижение статьями</a>
http://doublehappinessentertainment.com/__media__/js/netsoltrademark.php?d=hipolink.me%2Flinksbuilding - исправления технического seo-аудита
<a href=http://download-f1-2014-crack.com.assetline.com/__media__/js/netsoltrademark.php?d=hipolink.me%2Flinksbuilding>бесплатная проверка трафика ahrefs</a>
<a href=http://download90.altervista.org/blog/?wptouch_switch=desktop&redirect=https%3A%2F%2Fhipolink.me%2Flinksbuilding>узнать количество ссылок на сайт</a>

yyy=@

1-10 11-11
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Печатьprint
Теги
Не пропусти!!!
Всероссийские дистанционные викторины от Фактора Роста
Друзья сайта

Добро пожаловать на сайт ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Сайт управляется системой uCoz