Понедельник, 20.01.2025, 12:01
Приветствую Вас Гость | RSS

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Категории раздела
Наш опрос
Кто, на ваш взгляд должен осуществлять классное руководство в школе?
Всего ответов: 8
игры
Участвуй
www.fond21veka.ru
Конкурсы!Для Вас!
http://урок.рф/

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Результат использования проблемного обучения на уроках английского языка

Статья автор Карнаухова Ольга Юрьевна

МБОУ "ООШ№8"

Результат использования проблемного обучения на уроках английского языка

 

Проблемное обучение на уроках английского языка «учит учиться». Я вполне согласна с метафорой Томас Хаксли, знаменитого натуралиста 19 столетия, ибо по его определению «образование – это изучение правил игры под названием «жизнь». Его высказывание применимо к современным требованиям к образованию. Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношения между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка.

Проблемное обучение на уроках английского языка  создает атмосферу непринужденного общения, где меняется моя роль, как учителя. Особенно ярко это можно наблюдать в работе над проектом, используя активные формы обучения. Взаимоотношения между мной и учащимися, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, учат жить в социуме. Я принимаю активное участие в проектной деятельности, как помощник, советник, источник информации, разделяя общую ответственность за результат.

Проблемное обучение на уроках английского языка эффективнее, когда проблемные вопросы обращены к самому ученику и предполагают использование его жизненного опыта (взаимоотношение в семье, увлечения, проблемы подростков). Опыт работы также показывает, что приближать проблемные вопросы к условиям реального общения возможно не только за счет жизненности ситуаций, но и за счет повышения новизны информации, и это несомненно возбуждает интерес к ним. Например, в классе намечается вечер, и я начинаю урок не с текущего материала, а предлагаю высказать свои планы о его проведении, подсказывая учащимся недостающие им слова, предлагаю свои идеи. Следует отметить, что во время обсуждения я  никогда не останавливаю ребят для разбора языковых ошибок, а просто исправляю их, не нарушая хода обсуждения. При повторении какой-либо языковой ошибки я просто беру ее на заметку и на следующем уроке провожу необходимые тренировочные  упражнения.

Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности, т.к. учащиеся обсуждают проблемы, связанные с историей и географией, литературой и музыкой, экологией и биологией. Интегрированные уроки способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.

Еще один очень яркий пример, как проблемная дискуссия стала практически значимой. Во время дискуссии на экологическую тему в 11 классе кто-то предложил посадить деревья около школы. Ребятам понравилась эта идея. И на том же уроке  ребята  продумали все детали ( где взять саженцы и удобрение; назначили ответственных; спланировали подходящий для всех день; решили проконсультироваться у учителя биологии). И на этом субботнике не было нерадивых учеников, ибо они воплощали в жизнь свою идею, желая оставить о себе память будущим ученикам школы.

Использование информационных технологий на уроках аналитического чтения свидетельствует о тесной взаимосвязи  литературы, истории, информатики, где английский язык  является основным, потому что используется как средство обучения. Интернет создает уникальную возможность создания естественной языковой среды.  Я использую информационные ресурсы сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс, при работе над проектом для самостоятельного поиска информации, для  обогащения словарного запаса, проверки грамматики. Учащиеся получают домашнее задание найти дополнительную информацию о  биографии и  творческой деятельности авторов изучаемых произведений в библиотеке или в сети Интернет. Аутентичные материалы, найденные учащимися, становятся основой проблемных обсуждений для развития навыков аудирования, монологической и диалогической речи.

Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал – умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продуктом будущей рыночной экономики. Иными словами проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь»

Проблемное обучение вносит в образовательный процесс новые приемы, оживляет и активизирует их, избавляет от наиболее цепких и живучих сорняков формализма в обучении, исключает бездумное заучивание и пересказ "книжных” знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира.

Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда. А я, как учитель, помогаю своим ученикам в поиске как умелой формулировкой и постановкой проблем, так и показом логики их решения, но не в форме подсказки выводов – ответов.

Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные  жизненные вопросы.

В заключение следует отметить, что проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно положительный результат в обучении и воспитании.

С удовлетворением замечаю, что мои ученики становятся более коммуникабельными, душевными, тонко чувствуют произведения искусства, умеют обосновать свою точку зрения, находят свой способ выражения мыслей и чувств. Им стало небезразлично, их взгляд превратился из потерянного и рассеянного в заинтересованный, любопытный. У моих учеников пропал страх, они стали спокойнее, увереннее в себе, внимательнее. Дети стали активнее работать на уроках. Их речь из бессвязной и односложной трансформировалась в осознанный рассказ. Дети стали задавать вопросы, характер их и уровень сложности меняются: от репродуктивных к продуктивным. При выполнении практических заданий проявляется самоконтроль. Меняется поведение учащихся в коллективе: ведут себя более активно, слушают друг друга, защищают свою точку зрения.


Категория: Мои статьи | Добавил: MrsEnglish (05.02.2013)
Просмотров: 3058 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Печатьprint
Теги
Не пропусти!!!
Всероссийские дистанционные викторины от Фактора Роста
Друзья сайта

Добро пожаловать на сайт ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Сайт управляется системой uCoz