Статья автор Карнаухова Ольга Юрьевна МБОУ "ООШ№8" Результат использования
проблемного обучения на уроках английского языка
Проблемное
обучение на уроках английского языка «учит учиться». Я вполне согласна с
метафорой Томас Хаксли, знаменитого натуралиста 19 столетия, ибо по его
определению «образование – это изучение правил игры под названием «жизнь». Его
высказывание применимо к современным требованиям к образованию. Необходимость
развития умения учиться в корне меняет
характер взаимоотношения между учителем и учеником, позволяет по-новому
взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы
преподавания английского языка.
Проблемное
обучение на уроках английского языка
создает атмосферу непринужденного общения, где меняется моя роль, как учителя.
Особенно ярко это можно наблюдать в работе над проектом, используя активные
формы обучения. Взаимоотношения
между мной и учащимися, основанные на
сотрудничестве, взаимопомощи, учат жить в социуме. Я принимаю активное
участие в проектной деятельности, как помощник, советник, источник информации,
разделяя общую ответственность за результат.
Проблемное
обучение на уроках английского языка эффективнее, когда проблемные вопросы
обращены к самому ученику и предполагают использование его жизненного опыта
(взаимоотношение в семье, увлечения, проблемы подростков). Опыт работы также
показывает, что приближать проблемные
вопросы к условиям реального общения возможно не только за счет жизненности
ситуаций, но и за счет повышения новизны информации, и это несомненно возбуждает
интерес к ним. Например, в классе намечается вечер, и я начинаю урок не с
текущего материала, а предлагаю высказать свои планы о его проведении,
подсказывая учащимся недостающие им слова, предлагаю свои идеи. Следует
отметить, что во время обсуждения я никогда не останавливаю ребят для разбора
языковых ошибок, а просто исправляю их, не нарушая хода обсуждения. При
повторении какой-либо языковой ошибки я просто беру ее на заметку и на
следующем уроке провожу необходимые тренировочные упражнения.
Проблемное
обучение на уроках английского языка имеет практическую
значимость в формировании личности, т.к. учащиеся обсуждают проблемы,
связанные с историей и географией, литературой и музыкой, экологией и биологией. Интегрированные уроки способствуют
созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к
культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение,
фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к
изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным
ценностям своего народа и других народов мира.
Еще один
очень яркий пример, как проблемная дискуссия стала практически значимой. Во
время дискуссии на экологическую тему в 11 классе кто-то предложил посадить
деревья около школы. Ребятам понравилась эта идея. И на том же уроке ребята
продумали все детали ( где взять саженцы и удобрение; назначили
ответственных; спланировали подходящий для всех день; решили проконсультироваться
у учителя биологии). И на этом субботнике не было нерадивых учеников, ибо они
воплощали в жизнь свою идею, желая оставить о себе память будущим ученикам
школы.
Использование информационных технологий
на уроках аналитического чтения свидетельствует о тесной взаимосвязи литературы, истории, информатики, где
английский язык является основным,
потому что используется как средство обучения. Интернет создает уникальную
возможность создания естественной языковой среды. Я использую информационные ресурсы сети Интернет, интегрируя их в учебный
процесс, при работе над проектом для самостоятельного поиска информации, для обогащения словарного запаса, проверки
грамматики. Учащиеся получают домашнее задание найти дополнительную информацию о биографии и
творческой деятельности авторов изучаемых произведений в библиотеке или
в сети Интернет. Аутентичные материалы, найденные учащимися, становятся основой
проблемных обсуждений для развития навыков аудирования, монологической и
диалогической речи.
Таким образом,
проблемное обучение учит детей добывать
знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал
– умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продуктом
будущей рыночной экономики. Иными словами проблемное обучение ярко отображает
изменение сути образования «От образования на всю жизнь – к образованию через
всю жизнь»
Проблемное обучение
вносит в образовательный процесс новые приемы, оживляет и активизирует их,
избавляет от наиболее цепких и живучих сорняков формализма в обучении,
исключает бездумное заучивание и пересказ "книжных” знаний, внедряет активное
мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира.
Методика
проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика
в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя
свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования
теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод
усваивается учеником как плод его собственного труда. А я, как учитель, помогаю
своим ученикам в поиске как умелой формулировкой и постановкой проблем, так и
показом логики их решения, но не в форме подсказки выводов – ответов.
Таким образом,
проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное
иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Вместе с тем оно способствует
разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют учеников мыслить,
искать совместно с учителем ответы на сложные
жизненные вопросы.
В
заключение следует отметить, что проблемное обучение стимулирует личностную
активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям,
систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно положительный результат в
обучении и воспитании.
С
удовлетворением замечаю, что мои ученики становятся более коммуникабельными,
душевными, тонко чувствуют произведения искусства, умеют обосновать свою точку
зрения, находят свой способ выражения мыслей и чувств. Им стало небезразлично, их
взгляд превратился из потерянного и рассеянного в заинтересованный, любопытный.
У моих учеников пропал страх, они стали спокойнее, увереннее в себе, внимательнее.
Дети стали активнее работать на уроках. Их речь из бессвязной и односложной
трансформировалась в осознанный рассказ. Дети стали задавать вопросы, характер
их и уровень сложности меняются: от репродуктивных к продуктивным. При
выполнении практических заданий проявляется самоконтроль. Меняется поведение
учащихся в коллективе: ведут себя более активно, слушают друг друга, защищают
свою точку зрения.
|