Формирование духовно-нравственной культуры учащихся на уроке английского языка в рамках реализации ФГОС
(автор: Карнаухова Ольга Юрьевна
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №8»
учитель английского языка)
В настоящее время происходят качественные перемены во всех сферах жизни нашего общества, идет поиск путей обновления. Этот процесс целиком охватил сферу образования – происходит перемещение исследований его актуальных проблем в сферу духовно-нравственного развития, саморазвития и самоопределения личности, нравственного потенциала профессиональной деятельности.
Осуществляемая в настоящее время модернизация российского образования характеризуется сложными и противоречивыми процессами, которые в значительной мере обусловлены стремлением обрести идеологическую опору.
В современных условиях проблема возрождения и сохранения духовной культуры, формировании национального самосознания является одной из актуальных.
Понятие «духовно-нравственная культура» получает сегодня все большее распространение, так как оно более емкое и гибкое по сравнению с традиционными понятиями морали и этики. Духовно-нравственная культура личности выступает как динамичная, развивающая форма культуры.
Духовность представляет собой сложное социально-ценностное образование, включающее в себя совокупность личностных свойств и качеств, которые выражают позитивно-действенное, творческое отношение человека к окружающему миру, людям, обществу, природе, делу, самому себе. В основе духовности лежит мировоззренческая культура, свидетельствующая о способности субъекта к восприятию, осмыслению и особого рода рефлексии в контексте социальных и личностно-значимых событий, которые требуют от него активно-действенного участия в преобразовании реальной действительности.
Научное осмысление духовно-нравственной культуры и разработка духовно-нравственного воспитания учащихся на уроке английского языка в рамках реализации ФГОС в конечном итоге направлено на:
- воссоздание и акцентирование различными средствами национально-культурного компонента в идеологии, образование, искусстве.
Тема урока по английскому языка: Различие школ России и Англии, посещение музеев, Москва и Великобритания и т.д.;
- интеграцию традиционного содержания и мировосприятия в различные области знания.
Тема урока английского языка: Составление рассказа о России и Англии – что общего?;
- воссоздание и творческое укоренение традиционного уклада в жизни общества.
Тема урока английского языка: Проектная деятельность: Причины вымирания животных в России и как поддерживают жизнедеятельность животных в Великобритании.
Основными признаками «духовно – нравственной культуры» является:
Сущность «духовно – нравственной культуры» лежит в области органического единства и переплетения духовно-нравственных феноменов.
Важнейшим методологическим принципом построения теории духовно-нравственной культуры является производство духовно-нравственных ценностей, необходимых обществу.
Духовно-нравственная культура наделена главной функцией –нормативно-регулятивной в гуманизации отношений.
Духовно-нравственная культура – социальное образование и может быть предметом разного рода теоретических исследований: в свете педагогики представляет собой внутренне согласованную систему духовно-нравственных качеств.
Эффективность процесса формирования духовно-нравственной культуры учащегося на уроке английского языка по ФГОС во многом зависит от ряда условий, которые объективно определяют его динамику в логике взаимодействия учебно-воспитательного процесса образовательного процесса.
Культурно-образовательная среда учебного заведения как фактор формирования духовно-нравственной культуры учащегося способствует реализации совокупности педагогических условий, то есть приводит к необходимости активизировать следующие процессы:
включение учащихся в процесс деятельности и общения на иностранном языке, способствующих формированию личностных качеств;
организацию учебно-педагогической деятельности, обеспечивающей решению духовно – нравственных проблем;
создание в классе (группе/подгруппе) на уроке английского языка обстановки ответственности, долга;
формирование установки на духовно-нравственное самовоспитание;
обеспечение единства в учебно-воспитательной работе всего педагогического коллектива, осуществление комплексного подхода.
Итак, постоянно изменяющаяся среда , социальная установка в стране и в мире, перестраивающаяся на антропогенную цивилизацию требует от общества нового взгляда в современном мире. Прежде всего, требуется свежий взгляд на проблему формирования духовно-нравственной культуры, чем определяется результативность модернизации системы образования в рамках ФГОС.
|